Животный мир

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Животный мир » Доклады по биологии » эта тема для школьников в ней мы будем писать доклады по биологии!


эта тема для школьников в ней мы будем писать доклады по биологии!

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

[b]фОТОСИНТЕЗ[/b]
История открытия фотосинтеза

В начале XVII в. фламандский врач Ван Гельмонт вырастил в кадке с землей
дерево, которое он поливал только дождевой водой. Он заметил, что спустя пять
лет, дерево выросло до больших размеров, хотя количество земли в кадке
практически не уменьшилось. Ван Гельмонт, естественно, сделал вывод, что
материал, из которого образовалось дерево произошел из воды, использованной
для полива. В 1777 английский ботаник Стивен Хейлс  опубликовал книгу, в
которой сообщалось, что в качестве питательного вещества, необходимого для
роста, растения используют главным образом воздух. В тот же период знаменитый
английский химик Джозеф Пристли  (он был одним из первооткрывателей
кислорода) провел серию опытов по горению  и дыханию и пришел к выводу о том,
что зелёные растения способны совершать все те дыхательные процессы, которые
были обнаружены в тканях животных. Пристли сжигал свечу в замкнутом объеме
воздуха, и обнаруживал, что получавшийся при этом воздух уже не может
поддерживать горение. Мышь, помещенная в такой сосуд, умирала. Однако веточка
мяты продолжала жить  в воздухе неделями. В заключение Пристли обнаружил, что
в воздухе,   восстановленном веточкой мяты, вновь стала гореть свеча, могла
дышать мышь. Теперь мы знаем, что свеча, сгорая, потребляла кислород из
замкнутого объема воздуха, но затем воздух снова насыщался кислородом
благодаря фотосинтезу, происходившему в оставленной веточке мяты. Спустя
несколько лет голландский врач Ингенхауз  обнаружил, что растения окисляют
кислород лишь на солнечном свету и что только их зеленые части обеспечивают
выделение кислорода. В 1817 г. два французских химика, Пельтье и Каванту,
выделили из  листьев зеленое вещество и назвали его хлорофиллом. Следующей
важной вехой в истории изучения фотосинтеза было сделанное в 1845 г. немецким
физиком Робертом Майером утверждение о том, что зеленые растения преобразуют
энергию, солнечного света в химическую энергию.

0

2

дыхание растений

Дыхание — процесс универсальный. Оно является неотъемлемым свойством всех организмов, населяющих нашу планету, и присуще любому органу, любой ткани, каждой клетке, которые дышат на протяжении всей своей жизнедеятельности. Дыхание всегда связано с жизнью, тогда как прекращение дыхания — с гибелью живого.
Жизнь организма в целом, как и каждое проявление жизнедеятельности, необходимо связаны с расходованием энергии. Клеточное деление, рост, развитие и размножение, поглощение и передвижение воды и питательных веществ, разнообразные синтезы и все другие процессы и функции осуществимы лишь при постоянном удовлетворении обусловленных ими потребностей в энергии и пластических веществах, которые служат клетке строительным материалом.
Источником энергии для живой клетки служит химическая (свободная) энергия потребляемых ею питательных веществ. Распад этих веществ, происходящий в акте дыхания, сопровождается освобождением энергии, которая и обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей организма.
Сам же процесс дыхания представляет собой сложную многозвенную систему сопряженных окислительно-восстановительных процессов, в ходе которых имеет место изменение химической природы органических соединений и использование содержащейся в них энергии.
1. Дыхание. Определение. Уравнение. Значение дыхания в жизни растительного организма. Специфика дыхания у растений

Клеточное дыхание — это окислительный, с участием кислорода распад органических питательных веществ, сопровождающийся образованием химически активных метаболитов и освобождением энергии, которые используются клетками для процессов жизнедеятельности.
Суммарное уравнение процесса дыхания:

С6Н12О6 + 602      ► 6С02 + 6Н20 + 2875 кДж/моль

Не вся энергия, высвобождаемая при дыхании, может быть использована в процессах жизнедеятельности. Используется организмом в основном та энергия, которая аккумулируется в АТФ. Синтезу АТФ во многих случаях предшествует образование разности электрических зарядов на мембране, что, в свою очередь, связано с разностью концентраций ионов водорода по разные стороны от мембраны. Согласно современным представлениям, е только АТФ, но и протонный градиент служат источником энергии для различных процессов жизнедеятельности клетки. Обе формы энергии могут быть использованы на процессы синтеза, процессы поступления, передвижения питательных веществ и воды, создание разности потенциалов между цитоплазмой и внешней средой. Энергия, не накопленная в протонном градиенте и АТФ, в основном рассеивается в виде тепла или света и является для растения бесполезной.
Значение дыхания в жизни растения.
Дыхание — один из центральных процессов обмена веществ растительного организма. Выделяющаяся при дыхании энергия тратится как на процессы роста, так и нa поддержание в активном состоянии уже закончивших рост органов растения. Вместе с тем значение дыхания не ограничивается тем, что это процесс, поставляющий энергию. Дыхание, подобно фотосинтезу, сложный окислительно_восстановительный процесc, идущий через ряд этапов. На его промежуточных стадиях образуются органические соединения, которые затем используются в различных метаболических реакциях. К промежуточным соединениям относят органические кислоты и пентозы образующиеся при разных путях дыхательного распада. Таким образом, процесс дыхания — источник многих метаболитов. Несмотря на то что процесс дыхания в суммарном виде противоположен фотосинтезу, в некоторых случаях они могут дополнять друг друга. Оба процесса являются поставщиками как энергетических эквивалентов (АТФ, НАДФ-Н), так и метаболитов. Как видно из суммарного уравнения, в процессе дыхания образуется также вода. Эта вода в крайних условиях обезвоживания может быть использована растением и предохранить его от гибели. В некоторых случаях, когда энергия дыхания выделяется в виде тепла, дыхание ведет к бесполезной потере сухого вещества. В этой связи при рассмотрении процесса дыхания надо помнить, что не всегда усиление процесса дыхания является полезным для растительного организма.

0

3

шаровая молния
Шарова́я мо́лния — редкое природное явление, единой физической теории возникновения и протекания которого к настоящему времени не представлено. Существуют около 200 теорий объясняющих явление, но ни одна из них не получила абсолютного признания в академической среде. В лабораторных условиях похожие, но кратковременные явления удалось получить несколькими разными способами. Но о природе естественной шаровой молнии вопрос остаётся открытым. По состоянию на конец 20 века не было создано ни одного опытного стенда, на котором, в масштабе природного явления искусственно воспроизводилась бы тождественная описаниям очевидцев шаровая молния.
Широко распространено мнение, что шаровая молния — явление электрического происхождения, естественной природы, то есть представляющая собой особого вида молнию, существующую продолжительное время в виде шара, способного перемещаться по непредсказуемой, иногда очень удивительной для очевидцев траектории.
Традиционно достоверность многих свидетельств очевидцев шаровой молнии остаётся под сомнением, в том числе:
по самому факту наблюдения хоть какого-то явления
факту наблюдения именно шаровой молнии, а не какого-то другого явления
отдельных подробностей приводимых в свидетельстве очевидца явления
Сомнения в достоверности многих свидетельств, осложняют изучение явления, а также создают почву для появления разных спекулятивно-сенсационных материалов, якобы связанных с этим явлением.
В связи с тем, что появление шаровой молнии как природного явления происходит редко, а попытки искусственно воспроизвести его в масштабах природного явления не удаются, основным материалом для изучения шаровых молний являются свидетельства неподготовленных к проведению наблюдений случайных очевидцев, тем не менее некоторые свидетельства очень подробно описывают шаровую молнию и достоверность этих материалов не вызывает сомнений. В некоторых случаях современные очевидцы произвели фото и/или видеосъёмку явления.

Рассказы о наблюдениях шаровой молнии известны уже две тысячи лет[источник не указан 232 дня]. В первой половине XIX века французский физик, астроном и естествоиспытатель Ф. Араго, возможно первым в истории цивилизации, произвёл сбор и систематизировал все известные на то время свидетельства появления шаровой молнии. В его книге было описано 30 случаев наблюдения шаровых молний. Статистика небольшая, и неудивительно, что многие физики XIX века, включая Кельвина и Фарадея, при своей жизни были склонны считать, что это либо оптическая иллюзия, либо явление совершенно иной, неэлектрической природы. Однако количество случаев, подробность описания явления и достоверность свидетельств возрастало, что привлекло внимание учёных, в том числе крупных физиков.
В конце 1940-х гг. над объяснением шаровой молнии работал П. Л. Капица.
Большой вклад в работу по наблюдению и описание шаровой молнии внёс советский учёный И. П. Стаханов[1], который вместе с С. Л. Лопатниковым в журнале «Знание — сила» в 1970-х гг. опубликовал статью о шаровых молниях. В конце этой статьи он приложил анкету и попросил очевидцев, прислать ему свои подробные воспоминания этого явления. В результате он накопил обширную статистику — более тысячи случаев, что позволило ему обобщить некоторые свойства шаровой молнии и предложить свою теоретическую модель шаровой молнии.
Поскольку в появлении шаровых молний прослеживается явная связь с другими проявлениями атмосферного электричества (например, обычной молнией), то большинство опытов проводилось по следующей схеме: создавался газовый разряд (а свечение газового разряда — вещь известная), и затем искались условия, когда светящийся разряд мог бы существовать в виде сферического тела. Но у исследователей возникают только кратковременные газовые разряды сферической формы, живущие максимум несколько секунд, что не соответствует свидетельствам очевидцев природной шаровой молнии
[править]Список заявлений об искусственном воспроизведении шаровой молнии
Было сделано несколько заявлений о получении шаровой молнии в лабораториях, но в основном к этим заявлениям сложилось скептическое отношение в академической среде. Остаётся открытым вопрос: «Действительно ли наблюдаемые в лабораторных условиях явления тождественны природному явлению шаровой молнии»?
Первыми опытами и заявлениями можно считать работы Теслы [2][неавторитетный источник?] в конце XIX века. В своей краткой заметке[источник?] он сообщает, что, при определённых условиях, зажигая газовый разряд, он, после выключения напряжения, наблюдал сферический светящийся разряд диаметром 2-6 см. Однако Тесла не сообщал подробности своего эксперимента, так что воспроизвести эту установку затруднительно.
Первые детальные исследования светящегося безэлектродного разряда были проведены только в 1942 году советским электротехником Бабатом: ему удалось на несколько секунд получить сферический газовый разряд внутри камеры с низким давлением.
Капица смог получить сферический газовый разряд при атмосферном давлении в гелиевой среде. Добавки различных органических соединений меняли яркость и цвет свечения.
Трунов В. Д. в соавторстве с химиком-аналитиком Труновой Р. И. на основе разработанной ими теории создали установку, на которой якобы была получена шаровая молния[3]. При этом были зарегистрированы основные исходные данные, которые позволяют не только понять суть образования шаровой молнии, но и получать её искусственно от спецэнергоисточника. Получив шаровую молнию, Трунов доказал полное соответствие экспериментальных данных с его же теоретическими обоснованиями, при этом Трунов впервые в науке ввёл понятие «шаромолниевое состояние энергии». Исследования Трунова завоевали несколько патентов и грамот на выставках (по его заявлению), однако не получили признания академической наукой[источник не указан 232 дня].
В литературе[4] описана схема установки, на которой авторы воспроизводимо получали некие плазмоиды со временем жизни до 1 секунды, похожие на «природную» шаровую молнию.
[править]Теоретические объяснения явления

Большинство теорий сходится на том, что причина образования любой шаровой молнии связана с прохождением газов через область с большой разностью электрических потенциалов, что вызывает ионизацию этих газов и их сжатие в виде шара[источник не указан 303 дня].
Экспериментальная проверка существующих теорий затруднена. Даже если считать только предположения, опубликованные в серьёзных научных журналах, то количество теоретических моделей, которые с разной степенью успеха описывают явление и отвечают на эти вопросы, довольно велико.

0

4

Вирусы
В 1852 г. русский ботаник Д.И. Ивановский впервые получил инфекционный
экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью. Когда такой
экстракт пропустили через фильтр, способный задерживать бактерии,
отфильтрованная жидкость все еще сохраняла инфекционные свойства. В 1898 г.
голландец Бейеринк (Beijerink) придумал новое слово вирус (от латинского
слова, означающего «яд»), чтобы обозначить этим термином инфекционную природу
некоторых профильтрованных растительных жидкостей. Хотя удалось достигнуть
значительных успехов в получении высокоочищенных проб вирусов и было
установлено, что по химической природе это нуклеопротеины (нуклеиновые
кислоты, связанные с белками), сами частицы все еще оставались неуловимыми и
загадочными, потому что они были слишком малы, чтобы их можно было увидеть с
помощью светового микроскопа. Поэтому-то вирусы и оказались в числе первых
биологических структур, которые были исследованы в электронном микроскопе
сразу же после его изобретения в 30-е годы нашего столетия.
     
2.    СВОЙСТВА

Размеры

Вирусы – это мельчайшие живые организмы, размеры которых варьируют в пределах
примерно от 20 до 300 мм; в среднем они раз в пятьдесят меньше бактерий. Как
уже говорилось, вирусы нельзя увидеть с помощью светового микроскопа (так как
их размеры меньше полудлины световой волны), и они проходят через фильтры,
которые задерживают бактериальные клетки.
Часто задают вопрос: «А являются ли вирусы живыми?» Если живой считать такую
структуру, которая обладает генетическим материалом (ДНК или РНК) и которая
способна воспроизводить себя, то можно сказать, что вирусы живые. Если же
живой считать структуру, обладающую клеточным строением, то ответ должен быть
отрицательным. Следует также отметить, что вирусы не способны воспроизводить
себя вне клетки-хозяина. Они находятся на самой границе между живым и
неживым. И это лишний раз напоминает нам, что существует непрерывный спектр
все возрастающей сложности, который начинается с простых молекул и кончается
сложнейшими замкнутыми системами клеток.
     
Поведение

Вирусы могут воспроизводить себя только внутри живой клетки, поэтому они
являются облигатными паразитами. Обычно они вызывают явные признаки
заболевания. Попав внутрь клетки-хозяина, они «выключают» (инактивируют)
хозяйскую ДНК и, используя свою собственную ДНК или РНК, дают клетке команду
синтезировать новые копии вируса. Вирусы передаются из клетки в клетку в виде
инертных частиц.
     
Строение

Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагмента генетического материала,
либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту
сердцевину защитной белковой оболочкой, которую называют капсидом.
Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У
некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще и
дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из
плазматической мембраны клетки-хозяина. В отличие от всех остальных организмов
вирусы не имеют клеточного строения.
Оболочка вирусов часто бывает построена из идентичных повторяющихся
субъединиц – капсомеров. Из капсомеров образуются структуры с высокой
степенью симметрии, способные кристаллизироваться. Это позволяет получить
информацию об их строении как с помощью кристаллографических методов,
основанных на применении рентгеновских лучей, так и с помощью электронной
микроскопии. Как только в клетке-хозяине появляются субъединицы вируса, они
сразу же проявляют способность к самосборке в целый вирус. Самосборка
характерна и для многих других биологических структур, она имеет
фундаментальное значение в биологических явлениях.
     Спиральная симметрия.  Лучшей иллюстрацией спиральной симметрии может
служить вирус табачной мозаики (ВТМ), содержащий РНК. 2130 одинаковых белковых
субъединиц составляют вместе с РНК единую целостную структуру –
нуклеокапсид. У некоторых вирусов, например у вирусов свинки и гриппа,
нуклеокапсид окружен оболочкой.
     Бактериофаги. Вирусы, которые нападают на бактерий, образуют группу так
называемых бактериофагов. У некоторых бактериофагов имеется явно выраженная
икосаэдрическая головка, а хвост обладает спиральной симметрией.
     Сложные вирусы. Некоторые вирусы, например, рабдовирусы и вирусы оспы,
имеют сложное строение.
                    3.    Жизненный цикл бактериофага                   
     
4. Жизненные циклы вирусов

Жизненные циклы большинства вирусов, вероятно, схожи. А вот в клетку они, по-
видимому, проникают по-разному, поскольку в отличие от вирусов животных
бактериальным и растительным вирусам приходится проникать еще и через
клеточную стенку. Проникновение в клетку не всегда происходит путем инъекции,
и не всегда белковая оболочка вируса остается на внешней поверхности клетки.
Попав внутрь клетки-хозяина, некоторые фаги не реплицируются. Вместо этого их
нуклеиновая кислота включается в ДНК хозяина. Здесь эта нуклеиновая кислота
может оставаться в течение нескольких поколений, реплицируясь вместе с
собственной ДНК хозяина. Такие фаги известны под названием умеренных фагов, а
бактерии, в которых они затаились, называются лизогенными. Это означает, что
бактерия потенциально может лизироваться, но лизиса клеток не наблюдается до
тех пор, пока фаг не возобновит свою деятельность. Такой неактивный фаг
называется профагом или провирусом.
                  5. ЭВОЛЮЦИОННОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИРУСОВ                 
Наиболее правдоподобной и приемлемой является гипотеза о том, что вирусы
произошли из «беглой» нуклеиновой кислоты, т.е. нуклеиновой кислоты, которая
приобрела способность реплицироваться независимо от той клетки, из которой
она возникла, хотя при этом подразумевается, что такая ДНК реплицируется с
использованием (паразитическим) структур этой или других клеток. Таким
образом, вирусы, должно быть, произошли от клеточных организмов, и их не
следует рассматривать как примитивных клеточных организмов.
О том, насколько обычны такие «побеги», судить достаточно трудно, но кажется
вполне вероятным, что дальнейшие успехи генетики позволят нам выявить и
другие варианты паразитических нуклеиновых кислот.
     
6. ВИРУСЫ КАК ВОЗБУДИТЕЛЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Вирусы всегда являются паразитами и поэтому вызывают у своих хозяев определенные
симптомы того или иного вида заболевания. К серьезным заболеваниям животных
можно отнести ящур крупного рогатого скота, рожистое воспаление у свиней, чуму
птиц и миксоматоз кроликов. Все эти заболевания вызываются вирусами. Вирусное
заражение  растений обычно приводит либо к появлению желтых крапинок на листьях
(так называемой мозаики листьев), либо к морщинистости или карликовости
листьев. Вирусы вызывают и задержку роста растений, что впоследствии приводит к
снижению урожая. Ряд серьезных заболеваний вызывают вирусы желтой мозаики
турнепса (ВЖМТ), табачной мозаики (ВТМ), карликовой кустистости томатов и
бронзовости томатов. Появление полосок на некоторых сортах тюльпанов также
обусловлено вирусом, а ведь цветоводы продают эти тюльпаны, выдавая их за
особый сорт. Вирусы растений, по-видимому, всегда относятся к РНК-содержащим
вирусам.
     
7. Способы передачи вирусных болезней

Капельная инфекция

Капельная инфекция – самый обычный способ распространения респираторных
заболеваний. При кашле и чихании в воздух выбрасываются миллионы крошечных
капелек жидкости (слизи и слюны). Эти капли вместе с находящимися в них
живыми микроорганизмами могут вдохнуть другие люди, особенно в местах
большого скопления народа, к тому же еще и плохо вентилируемых. Стандартные
гигиенические приемы для защиты от капельной инфекции – правильное
пользование носовыми платками и проветривание комнат.
Некоторые микроорганизмы, такие, как вирус оспы или туберкулезная палочка,
очень устойчивы к высыханию и сохраняются в пыли, содержащей высохшие остатки
капель. Даже при разговоре изо рта вылетают микроскопические брызги слюны,
поэтому подобного рода инфекции очень трудно предотвратить, особенно если
микроорганизм очень вирулентен.

0

5

              плодородие почвы                   
Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Это эмерджентное свойство почвы. При взаимодействии компонентов почвы появляется плодородие. Почва состоит из перегноя, азота, фосфора, калийных солей, воды, воздуха, глины и песка.
С давних пор человек оценивает почву главным образом с точки зрения её плодородия. Именно от плодородия зависит урожай и красота растений. Почва — сложная система, которая живет и развивается по своим законам, поэтому под плодородием нужно понимать весь комплекс почвенных свойств и процессов, определяющих нормальное развитие растений. Все процессы, происходящие в почве, связаны между собой. Исключение или ослабление какого–либо составляющего ведет за собой изменение всего состава почвы и потере ценных ее качеств. Деградация почвы — цепная реакция, которую трудно остановить. Ухудшение земель снижает продуктивность растений. Почва в этом случае становится подвержена эрозии и вымыванию полезных веществ, что опять ведет к снижению численности растений. Мероприятия по возобновлению плодородия почв долговременны,очень дорогостоящи и сложны, поэтому так важно следить за состоянием почвы, не допуская ее сильного истощения или загрязнения. Результатом такого внимательного отношения будет привлекательность цветов и отличный урожай.
Для определения плодородия почвы необходимо обратить внимание на ее состав, кислотность, отношение к воде и кислороду. Обладая наблюдательностью и элементарными знаниями по биологии можно определить состояние почвы и предпринять необходимые меры по улучшению или поддержанию почвенных свойств.

0


Вы здесь » Животный мир » Доклады по биологии » эта тема для школьников в ней мы будем писать доклады по биологии!